Домой О сайте

О сайте

Информационно-познавательный портал славянских новостей, альтернативной истории и необычных версий. Загадки ведического мира, славянских рун, язычества нашего народа.

SlavicNews.ru — информационно аналитический ресурс по культуре и истории славянизма и ариизма, затрагивающий основные тенденции культурного развития общества на основе исторического наследия, учитывающий все этапы формирования культуры и истории, начиная от самого раннего — Гиперборейского периода, до наших дней.

Основная задача нашего ресурса — затронуть как можно больший временной промежуток и самые различные направления истории и культуры в рамках формирования наследия, чтобы пользователи ресурса в полной мере могли оценить нашу культуру и историю.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.

Все материалы на сайте представлены исключительно в образовательных целях. Никакая информация на сайте не является медицинским советом, и не может использоваться в качестве руководства для оказания медицинской помощи. Администрация не несет ответственности за любой прямой или косвенный вред нанесенный вследствие использования материалов сайта.

Славяне. Кто они?

Славя́не (ст.-слав. словѣнє, белор. славяне, укр. слов’яни, болг. славяни, серб. и макед. Словени, хорв. и босн. Slaveni, словен. Slovani, польск. Słowianie, чеш. Slované, словацк. Slovania, кашубск. Słowiónie, в.-луж. Słowjenjo, н.-луж. Słowjany) — крупнейшая в Европе этноязыковая общность.

В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн человек, из них около половины — русские (137 млн). Выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).

Название «славяне»

Существуют несколько версий происхождения этнонима «славяне».

Основными являются четыре: от слово (люди, говорящие «по-нашему», в отличие от немцев — «немые», т.е «не владеющие нашим языком», «чужие»); от индоевропейского корня *kleu- ’молва, известность’ (ср. слава); от топонима, видимо, названия реки (ср. эпитет Днепра Славутич, реки Слуя, Слава, Славница в разных славянских землях); от корня *s-lau-os ’народ’ (с индоевропейским «подвижным s»), ср. греч. λᾱός. Существует гипотеза[2], возводящая этноним славяне к слову человек: cьlovak>clovak>slovak.

Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков (с несколько иным суффиксом), словенцев, словинцев. Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли.

Славянские языки

Славянские языки — ветвь индоевропейской семьи языков. Славянские языки относят к индоевропейским языкам группы сатем. Балтийские и славянские языки имеют гораздо больше сходных черт, с точки зрения как лексики, так и морфологии и синтаксиса, чем любые другие группы индоевропейских языков. Ряд сходных черт балтийских и славянских языков позволяет предполагать существование в древности состояния балто-славянского языкового единства.

Многие рефлексы сближают иллирийский с балтийскими и славянскими языками.

Прародина

По данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI—VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке.

С севера соседями славян были германцы и балты. Восточными соседями славян были иранские племена (скифы, сарматы), южными — древние македонцы, фракийцы и иллирийцы, западными — кельты.

Наиболее ранние упоминания, позволяющие решать проблему славянского этногенеза, относят ко временам прибалтийских венедов (Плиний Старший, Тацит). Более подробны сведения 5 — 6 вв., в частности, в трудах византийского дипломата и историка Приска, византийского писателя Прокопия Кесарийского.

Одним из первых о славянах, как выделившемся из венедов самостоятельном этносе, писал готский историк Иордан в первой половине VI века:

В этой Скифии первыми с запада пребывает народ гепидов, который окружён великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия (совр. Тиса), с юга же (его) отсекает сам великий Данувий (Дунай), с востока — Флутавсий (Олт либо Прут), который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра. В их (рек) окружении лежит Дакия, укреплённая (расположенными) наподобие венца крутыми Альпами.

У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами.

Славяне живут от города Новиетуна (традиционно отождествляется с Новиодуном, совр. Исакча, на правом берегу Дуная) и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города.

Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра. Эти реки удалены друг от друга на много переходов… После избиения херулов (германское племя, разбитое в 512 гепидами и лангобардами) Херманарик также двинул войско на венетов, которые, хотя и достойные презрения из-за их вооружения, но могучие численностью, сперва попробовали сопротивляться. Но ничего не значит множество негодных для войны, особенно когда с попущения Господня наступает многочисленное вооружённое войско. Они же, как мы сказали в начале нашего изложения или в каталоге народов, произойдя из одного корня, породили три народа, то есть венетов, антов и славян, которые, хотя теперь свирепствуют всюду, по грехам нашим, тогда, однако, все подчинились власти Херманарика.

Историческое расселение Славян

  • К VI веку расселились к Балтийскому и к Чёрному морю, где они стали известны древним историкам как анты и венеды.
  • В VII веке славянское единство было расколото вторгшимися из Центральной Азии аварами.
  • В 622 в Моравии основано первое славянское государство Само с неопознанной столицей в месте Вогастисбург (Wogastisburg).
  • К 692 относится поход императора Юстиниана II с покорёнными им славянами на арабов; отступление византийцев из-за предательства славян.
  • К VIII веку славяне заселили Балканы и достигли берегов Ладожского озера. Первоначально были язычниками, но позднее, примерно одновременно со складыванием государственности, приняли христианство. После 1054 года в связи с расколом христианской церкви на католицизм и православие, а также под влиянием различных политических факторов образовалось три основных конфессиональных группы славян по религиозному принципу: католики (поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты) — христианство в западной («латинской») форме, православные (русские, украинцы, белорусы, сербы, болгары, македонцы) — христианство в восточной («византийской») форме, мусульмане (часть южных славян: боснийцы и македонцы-мусульмане) — после завоевания турками Балкан в XIV в.

Генетическое происхождение

Современные славянские народы имеют весьма разнородное генетическое происхождение, подчеркивающее сложность этногенетических процессов в восточной Европе, начавшихся десятки тысяч лет назад, усилившихся во время Великого переселения народов в V веке и продолжающихся до сих пор. Генофонд славян, как и ряда других народов, формировался десятки тысячелетий, при этом этнокультурные традиции могли переходить от пращуров к потомкам через сотни поколений.

Одна из версий гласит, что выделение славянской ветви индоевропейцев, формирование праславянского этноса и языка происходит примерно в 3000 г. до н.э., когда кочевники-индоевропейцы (Культура боевых топоров, по мужской линии носители главным образом гаплогрупп R1a в северной части ареала и R1b в южной) ассимилируют развитую аграрную Трипольскую культуру (по мужской линии преимущественно палеоевропейская гаплогруппа I2a2 с небольшой долей ближневосточных E-V13, J2b и T). Вероятно, именно в результате этой гибридизации возникла и несколько веков существовала Культура шаровидных амфор, которую, в таком случае, следовало бы признать первой протославянской культурой. Также высказываются предположения, что и лингвистическое влияние трипольского субстрата оказалось решающим для формирования специфических черт славянских языков, например, чередования «у/в» и «и/й» и закон открытого слога, отделившие славянские языки от близкородственных балтских.

В северной части славянского ареала значительную часть генофонда составляет гаплогруппа N, характерная для финских (уральских) народов. Вероятно, в центральных областях Русской равнины медленное смешение индоевропейцев и уральцев происходило на протяжении последних 5 тысячелетий (см. Фатьяновская культура, Волосовская культура).

Некоторые аспекты славянского генофонда с учётом гаплогрупп могут быть обозначены со времён палеолита так:

R1a

Y-хромосомная гаплогруппа R1a встречается среди славян с разной частотой. Гаплогруппа R1a может быть связана с расселением праиндоевропейских народов в 5-3-м тысячелетиях до н. э.

I2a (прежде обозначалась как I1b)

Среди населения стран, в которых преобладает хорватский язык, доминирует гаплогруппа I2a (63,8 % герцеговинцев, 52,2 % боснийцев, 32,2 % хорватов, проживающих на материке (среди населения островов далматинского побережья частота I2a доходит до 80 %). Вероятно, эта гаплогруппа связана с племенами, которые провели ледниковый период у Адриатического побережья и, значительно позднее, с иллиро-фракийскими племенами Балканского полуострова.

R1b

Гаплогруппа R1b является самой распространённой среди чехов (35.6 %). Эта гаплогруппа, вероятно, происходит от племён, которые провели ледниковый период в Испании. Эта гаплогруппа ныне доминирует в Западной Европе (ок. 90 % басков и ирландцев, 70 % англичан, ок. 50 % немцев). Её распространение примерно совпадает с распространением кельтских языков в античное время, и её частота в Чехии и Словакии может быть связана, среди прочих, с кельтским племенем бойев, давших впоследствии название Богемии. Среди русских гаплогруппа R1b встречается с частотой 7 %.

Этногенетические данные постоянно совершенствуются, уточняются, поэтому и требуют постоянных корректировок.

Славянское народонаселение

Прежде чем говорить о славянах как особом этническом объединении, нужно пояснить значение некоторых этнолингвистических терминов.

Под термином народ обычно понимают 1) в лингвокультурном плане то же, что этнос; 2) в социально-политическом и историческом планах — население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую историческую судьбу; 3) в бытовом плане – большую группу людей.[1]

Однако слово народ как термин не очень удобно, так как имеет несколько значений. Более удобным в этом плане нам представляется термин этнос.

Этнос (от греч. ethnos «племя, народ») – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык), психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Признаки каждого этноса и факторы образования различаются. Формирование этноса происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. Признаки, выделяющие этнос и отделяющие его от других этносов, – это язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, то есть такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют в итоге специфическую этническую культуру. Каждый этнос характеризуется этническим самосознанием.

Славяне (в древности словене) — крупнейшая группа родственных по языку этносов в восточной и юго-западной Европе, объединенная общностью происхождения. В зависимости от языковой и культурной близости славяне делятся на три большие группы: восточную, западную и южную.

Общая численность славянских народов по данным 2002 г. – свыше 300 млн. чел.[2], из них: русских – 145,2 млн.[3], украинцев — около 50 млн., белорусов – до 10 млн.; поляков — около 45 млн., чехов — около 10 млн., словаков- 5,5 млн., лужичан — 0,1 млн.; болгар – 9 — 10 млн., сербов – до 10 млн., хорватов – 5,5 млн., словенцев – до 2,5 млн., черногорцев — 0,6 млн., македонцев — 2 млн., муслиман (самоназвание – бошњаци (бошняки), другие названия — боснийцы, босанцы, мусульмане) – около 2 млн.

Кроме этих этносов, существует этнос еще только формирующийся. Это так называемые русины. По происхождению это словаки, переселившиеся на территорию Югославии (с февраля 2003 г. — Сербии и Черногории). Этот микроэтнос очень малочислен – около 20 тыс.чел. Сейчас идет процесс формирования литературного языка русин.

Славяне занимают обширную территорию Восточной Европы, а также северную и центральную части Азии. Сразу бросается в глаза, что славянские государства не собраны в одной кучке, а разбросаны, разрознены. Во второй половине XIX в. самостоятельных славянских государств не существовало. Славянские народы входили в состав трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Османской. Исключение составляли только черногорцы, жившие в небольшом самостоятельном государстве Черногории, и лужичане, которые располагались на территории Германии. К концу XX в. государственную самостоятельность имели уже все славянские народы, кроме русских и лужичан.

Сейчас самым большим по площади славянским государством является Россия (Москва). Россия располагается на северо-востоке Европы, а также занимает северную и центральную части Азии. На западе с Россией граничат восточнославянские государства – Украина (Киев) и Белоруссия (Минск). Далее на севере Восточной Европы располагается Польша (Варшава) и Чехия (Прага). Эти западнославянские государства на западе граничат с Германией, на части территории которой (между Берлином и Дрезденом, по берегам р. Эльба и Шпре) живут лужицкие сербы (Котбус, Баутцен). Еще одно западнославянское государство — Словакия (Братислава) – располагается между Украиной, Венгрией, Австрией, Чехией и Польшей. Южные славяне частично занимают Балканский полуостров и прилегающие к нему территории. Они не граничат ни с восточными, ни с западными славянами. Южные славяне живут в Болгарии (София), а также в Македонии (Скопье), Боснии и Герцеговине (Сараево), Хорватии (Загреб), Словении (Любляна), Сербии и Черногории (Белград; Подгорица).

 Культура славян

В последнее время очень модным стало говорить о ментальности — совокупности этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов. Однако, об этнических особенностях, которые отличают одну культуру от другой, начали говорить значительно раньше. Каждый народ — в своё время.

Когда отдельно взятый этнос начинает осознавать себя особым, отличным от других народов народом, когда он начинает противопоставлять свою нацию другим, обязательно появляется человек, который указывает, по каким параметрам «мы не такие, как все» и объясняет, «почему мы не такие».

Национальное самосознание славян активизировалось во второй половине XVIII — XIX — XX веках. Именно в это время проходит волна национально-освободительного движения у чехов, словаков, поляков, а затем — у болгар, сербов, хорватов, словенцев… Первые отделяют себя от германцев, австрийцев и венгров, последние — от тюрков, венгров, австрийцев, греков… Господствующие народности (и нации) империй в это время уже не в состоянии выполнять объединяющей функции, и их давление на другие народы государства воспринимается теперь как нечто отрицательное, от чего необходимо избавиться.

Но одно дело — отделить себя от других, другое — объединиться с себе подобными. Это необходимо для того, чтобы те, от кого отделились, поняли: этот народ — сильный народ, он достоин самостоятельности, с ним необходимо считаться.

Но оказывается, что для того, чтобы объединиться с себе подобными, тоже нужны основания. А что же, как ни культура, сближает народы? Что же, как ни общие верования, общие черты в ведении хозяйства, общая обрядность, общие традиции?

Идеи объединения славян витают в воздухе постоянно. Они носят то экспансивно-завоевательный, то освободительный, то просветительский, то дружественный характер. Еще во второй половине XVII века хорват Юрий Крижанич выступает с идеей создания всеславянского языка. В XVIII веке то тут, то там раздаются голоса об общности славян, их исторических традиций, культур. В 30-60-е годы XIX века у разных славянских народов возникают националистические кружки и сообщества, которые, с одной стороны, имеют политическую направленность, а с другой, — культурно-просветительскую. Учёные по крупицам собирают и классифицируют древние рукописи, памятники старины, предметы славянского быта, фольклор, составляют всевозможные этнографические описания, изучают и сопоставляют славянские языки. Общественные деятели всячески пропагандируют национальную самобытность славян, отстаивают права славянских народов, живущих в пределах могущественнейших империй XIX века (Австро-Венгерской, Османской, Российской), говорят о необходимости помнить свои корни, культивировать идеи общинности. Причём грань между учёным и политиком зачастую оказывается весьма условной.

Деятельность националистических кружков и сообществ выливается в сильные общественно-политические и культурные движения. В России это движение славянофильства (И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков, К.Леонтьев, Н.Данилевский), у чехов — панславизма (Я.Коллар, Л.Штур, П.Й.Шафарик, К.Крамарж), у южных славян, в частности, в Хорватии, Славонии, — иллиризма (Л.Гай, И.Кукулевич-Сакцинский, П.Прерадович, В.Бабукич).

Их идеи находят воплощение в публицистике, в художественной литературе, в изобразительном искусстве, где авторы стремятся отобразить национальные особенности как отдельных славянских народов, так и славянства в целом. В университетах создаются славистические кафедры, члены которых активно занимаются сбором и анализом этнографических, языковых и культурных материалов. Под славистику теперь подведен прочный научный фундамент, основанный не на слабых ощущениях единства, а подкрепленный конкретными культурными, языковыми и историческими фактами.